22.01.2021, 11:30 - Baxış sayı: 630

ВЕЛИКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ-ФИЛОСОФ АБУ НАСР АЛЬ-ФАРАБИ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Сакит Гусейнов Яхья оглы
Доктор философских наук, профессор, заведующий отделом философии устойчивого развития
Института философии Национальной Академии Наук Азербайджана (Азербайджан)

Идейное наследие аль-Фараби необычайно велико и разнообразно. Об этом свидетельствуют многочисленные труды, которые принесли ему широкую известность не только в странах мусульманского Востока, но и во всем мире. Аль-Фараби изучал и сравнивал известные в то время отрасли знаний, такие, как этика, политика, естествознание, психология, эстетика, логика.
Современники Абу Насра аль-Фараби почтительно называли его «Муаллимус Сони» – «Вторым Учителем» после Аристотеля, а также «Аристотелем Востока». На формирование социальных, этических, философских взглядов ученого-энциклопедиста оказали большое влияние, прежде всего, оригинальная и самобытная культура народов Средней Азии, стран Среднего и Ближнего Востока, древнегреческая философия, в частности, наследие Аристотеля и Платона, а также идеологии того периода. Ученый, обладавший самостоятельным и оригинальным философским мышлением, создал целую энциклопедическую систему.
Прежде всего аль-Фараби был искусным знатоком античной философии. Говорят, в рукописи «Метафизика Аристотеля» он писал: «Я этого трактата читал 200 раз. Свою любвь к античной философии великий мудрец подтвердил написанием нескольких произведений об античной философии. Одним из таких произведений был «Об общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля».
Великий мыслитель аль-Фараби, объясняя причины и цели написания своего трактата об этом, писал: «Поскольку я наблюдал, как многие из наших современников спорили друг с другом о возникновении мира или его предвечности и утверждали, что между обоими мудрецами, возглавившими (философские учения), есть некое разногласие касательно Первого создателя и доказательство (его существования), а также относительно первопричин возникающих от Первого создателя в делах души и интеллекта, воздаяния за деяния – будь то добрые или злые – и по многим вопросам политики, этики и логики, то я решил в этом сочинении показать общность взглядов этих философов и объяснить смысл их убеждений и устранить сомнение и неверие из сердец тех, кто изучает их книги».
В своем произведении аль-Фараби выразился весьма определенно: «основа» взглядов Платона и Аристотеля настолько общая, что речь может идти даже просто об «одной и той же философии» и притом «философии Платона».
Продолжая свое разъяснение, восточный мудрец аль-Фараби писал: «Метод деления раскрывает то, о чем уже говорилось и предпочитал мудрый Платон: тот, кто производит деление стремится при этом не упустить ничего сущего. Если бы Платон не избрал этот путь, то такой мудрец как Аристотель, не последовал за ним. Однако, обнаружив, что Платон этот метод укрепил, объяснил, разработал и сделал ясным, Аристотель взял на себя труд и постарался создать силлогический метод».
По мнению аль-Фараби, аподиктические суждения более всего соответствуют философскому методу познания мира, диалектические же лишь близки к ним по степени достоверности. Например, в своем трактате «Риторика» аль-Фараби писал: «Философы в древнюю эпоху длительное время применяли риторические методы при исследовании умозрительных вещей, так как они не обнаруживали других методов. И так было до того времени, когда они наконец, не обнаружили диалектические методы и отказались от риторических в философии и стали применять в ней диалектические. Многие из них применяли так же (в философии) софистические методы и практиковали их вплоть до появления Платона, который был первым кто обнаружил аподиктические методы и отделил их от диалектических, софистических, риторических и поэтических методов».
Надо отметить, что творческое наследие аль-Фараби позволяет сделать вывод, что у него был свой особый взгляд на сущность философии Платона и Аристотеля.
Для понимания социально-этических взглядов аль-Фараби особый интерес представляет труд «Сущность «Законов» Платона», в котором философ проводит сопоставительный анализ и которое свидетельствует о своеобразном и критическом восприятии платоновского сочинения. Фараби, основываясь на положении о том, что у новорожденного разум представляет собой чистую возможность, то есть находится в потенциальном состоянии, и, следовательно, не может осуществить выбор между добрым и злым действием, считал, что добродетели приобретаются человеком в процессе его жизни.
Такое изначальное состояние человека он называет естественным, и, согласно ему, оно не есть ни добродетель, ни порок, хотя человек может быть предрасположенным к ним, как к писанию, чтению. Человек лишь по мере совершенствования своего разума способен выбрать между добром и злом, вследствие чего он, повторяя добрые и злые действия, приобретает определенный нрав. И хорошие, и плохие нравы приобретаются, считает философ.
По мнению мыслителя аль-Фараби, человек не обречен на грех и порок, а становится таковым при том условии, если не будет стремиться к добродетели: «Тому, кто желает овладеть какой-либо добродетелью, следует приложить усилие к изгнанию пороков, которые противостоят добродетелям, поскольку добродетели достигаются редко и только после освобождения от пороков». Мощным средством формирования человека философ считает также воспитание и обучение, благодаря которым вырабатываются нравственные и интеллектуальные качества, необходимые для молодого человека.
Основным и глубочайшим по своей сути произведением аль-Фараби является произведение «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», в котором он раскрыл сущность, структуру, развитие и процветание «идеального города». Составной частью проблемы «идеального города» Фараби является вопрос о различных нравственных категориях и воспитании совершенного человека. Говоря о совершенном человеке, Фараби имеет в виду главу государства. По его мнению, такой правитель должен быть причиной существования добродетельного государства, причиной формирования у его членов необходимых качеств. Философ уподобляет правление нравственно совершенного правителя искусству. Правитель, по Фараби, должен уметь образно передавать словами свои знания и направлять наилучшим способом людей к счастью. «Пороки исчезают из городов либо, когда добродетели укрепляются в душах людей, либо, когда последние становятся воздержанными».
Роль же человеческой личности в государстве велика, она служит гармоническому развитию общества. В специальном разделе трактата «О взглядах жителей Добродетельного города» аль-Фараби рассматривает двенадцать врожденных природных качеств, необходимых для главы государства.
В частности, среди них указаны:
1) глава должен иметь «абсолютно совершенные органы»;
2) хорошо разбираться в окружающей обстановке;
3) обладать совершенной памятью;
4) быть проницательным;
5) обладать выразительным слогом;
6) иметь врожденную склонность к знаниям и способность к обучению других;
7) быть воздержанным в еде, в прочих удовольствиях, доставляющих чувственное наслаждение;
8) быть сторонником правды;
9) обладать гордой душой и дорожить честью;
10) не быть корыстолюбивым;
11) любить от природы справедливость и ненавидеть тиранию;
12) проявлять в каждом деле решительность и смелость.
Известный азербайджанский ученый, философ-востоковед, член-корреспондент Академии Наук Азербайджана Закир Мамедов об этом писал: «В творчестве Афзаладдина Хунаджи (1193-1248) являющегося достойным наследником школы Абу Насра аль-Фараби, ибн Сины и Бахманяра, собенно широко освещены вопросы логики. У него с позиции последовательного перипатетизма глубоко исследуются понятие и его определение, суждение, умозаключение и их виды. Оставаясь верным к аристотелевским традициям, азербайджанский философ защитил их от чуждых элементов».
Кроме того, другой известный средневековый азербайджанский философ, специалист по логике Сираджаддин Урмави (1198-1283) тоже изучал философское наследие аль-Фараби. В связи с этим, ученый Закир Мамедов писал: «Своим учением о бытии, теорией познания и логикой Сираджаддин Урмави обогатил восточный перипатетизм. Философ принимал концепцию о разделении бытия на необходимый и возможный вид, защищаемую Фараби, Ибн Синой и Бахманяром, считал обе части извечными в причинной-следственной связи: «Извечное-нетленно, ибо извечное есть необходимо сущее или последствие необходимо сущего». Продолжая эту мысль, философ писал: «Тленность последствия необходимо сущего невозможно».
Учение аль-Фараби оказали плодотворные воздействие на формирование мировоззрения таких передовых мыслителей Средневекового Азербайджана как Низами Ганджави и др. Известный философ М.Н. Хайруллаев об этом писал: «Идея наилучшего устройства человеческого общества красной нитью проходит через все творчество Низами. На раннем этапе он изображает идеального правителя, ставшего перед собой задачу установления в стране гуманных порядков. Позднее, осознав невозможность осуществления своего идеала, Низами переходит к созданию утопии – картины общества, где нет насилия, принуждения и т.п. Это было продолжением утопии аль-Фараби об идеальном городе и всеобщем счастье. Учение аль-Фараби и Ибн Сины о душе имело большое значение в формировании взглядов Низами по этому вопросу».
Об этом и писал азербайджанский философ, профессор Джамал Мустафаев: «Низами унаследовал некоторые прогрессивные для тех условий мысли арабоязычных философов, в особенности аль-Фараби и И бн С ины, в т о в ремя это отвечало потребностям идейной борьбы против реакционных воззрений».
Обобщая концепции известного мыслителя аль-Фараби, можно сказать, что он как великий гуманист, будущее общество представлял без войн, нищеты и эксплуатации, мечтал о всеобщем счастье, а торжестве справедливости, равенстве, дружбе, взаимоуважении, о высококультурном и едином обществе на Земле.
Об аль-Фараби видный ученый М.Н. Хайруллаев писал: «Передовые люди планеты с большим уважением и искренней любовью чтят память Великого мыслителя, «Аристотеля Востока», уроженца Средней Азии Абу Насра аль-Фараби. Абу Наср аль-Фараби пользуется большим уважением и авторитетом как ученый энциклопедист и выдающийся мыслитель-гуманист».

Литература
1. Философский энциклопедический словарь. (Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова). Москва: «Советская Энциклопедия», 1983. – С.713. – 840 с.
2. Философская энциклопедия. (под. ред. Ф.В. Константинова). – Москва: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1970. Т. 5. – С. 302. – 740 с.
3. Хайруллаев М.Н. Абу Наср аль-Фараби. – Москва: «Наука», 1982. – 304 с.
4. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (Начальный период). – Москва: «Наука», 1979. – 152 с.
5. Идеалы аль-Фараби и социогуманитарное развитие современного Казахстана. Коллективная монография. Под общ.ред. З.К. Шаукеновой. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2014. – 232 с.
6. Məmmədov Zakir. Seçilmiş əsərləri (Избранные произведения). Bakı, «Elm» Nəşriyyatı, 2015, 740 səh.
7. Аль-Фараби. Общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля //Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. – С. 47.