12.07.2021, 10:21 - Baxış sayı: 519

“Размышления вслух” или какие идеи затрагиваются в спектаклеЛюбавы Гриневой “Человеческий голос” по одноименной пьесе Жана Кокто


Меликова Ясмина
Театровед-эстетик,
научный работник Института Философии,
отдел “Эстетика”,
Азербайджанская Национальная Академия Наук, НАНА.


(предоставляется в Театральный Институт им. Б. Щукина при Государственном Академическом Театре им. Е. Вахтангова, как краткий обзор спектакля и мысли автора вслух).

В. Маяковскому принадлежит фраза,“Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло”. И в самом деле, искусствотеатра – это зеркало, отображающее все оттенки человеческой натуры, все положительное или отрицательное в нас. Это “увеличительное стекло”помогает нам лучше и даже без лупы разглядеть самих себя в героях, проживающих свои, порой простые илинеординарные судьбы на сцене. Узнать себя, свой характер и привычки, раскрыть самого себя – вот, что черпаешь от встречи с Театром, этим сакральным, энергетически наполненным пространством. И так при каждой встрече, абсолютно при каждой..
Недавно посчастливилось посмотреть дипломную работу, моноспектакль“Человеческий голос”поставленную в Азербайджане молодым режиссером Л. Гриневой по пьесе французского писателя-драматурга, одной из крупнейших фигур французской культуры XX-го в. Ж. Кокто. Возникла идея поделиться некоторыми впечатлениями эстетического характера, родившимися послепросмотра вышеуказанного произведения.
Моноспектакль – это особая сфера, особая обстановка сценического произведения. Это всегда какая-то боль, очень личное; эмоции присущие конкретному человеку, постепенно раскрывающиеся перед нами в процессе постановки такого спектакля. Этими “личными переживаниями” актер должен переболеть и прочувствовать, чтобы получилась не игра, не подражание чему-то или кому-то, не вымысел, а непосредственно отрезок проживаемой на сцене жизни. В постановке Л. Гриневой с этой задачей, на мой взгляд, талантливо, мастерски, по-своему вдохновенно справилась Народная артистка Азербайджана Александра Никушина. Это очень талантливая азербайджанская актриса, которая способна справится с любой режиссерской задачей, поставленной перед ней успешно и на высоте.
Героиня А. Никушинойживет воспоминаниями, моментами и мыслями прошлого. Перед нами спектакль-воспоминание. Ее прежняя любовь, ее привязанность живет в ее голове, в воображаемом ею мире. И звонок любимого, раздавшийся среди ночи – это тоже, плод ее фантазий, она живет этим воспоминанием долгие годы. Ее любимого уже нет в живых, но героиня пьесы помнит последний разговор с ним вплоть до мельчайших подробностей. Она проговаривает диалог снова и снова в своей голове, живет и ждет свою Любовь, надеясь на ее возвращение, на какой-то компромисс между прошлым и будущим. Так как будущего своего героиня давно не мыслит без его существования, без его присутствия: отсюда и ее пронзительные крики и мольбы, ее неприкрытая боязнь потерять телефонную связьв моменты прерывания разговора.Ей кажется, прервется связь, он не позвонит – это конец. Конец всему. Но в реальности ее желанного человека давно уже нет – оригинальность задумки в том, что героиню играет не молодая актриса, как можно заметить по разным постановкам прежних лет, а актриса в возрасте, а значит, прошедшая немалый жизненный путь. Но жизнь прошла, и все лишь осталось в ее воспоминаниях, в ее грезах!.. В этом воображаемом телефонном разговоре присутствует все – и сомнения, и несбыточные желания, и некое отчаяние, и сожаления прошедших дней… Все в этом разговоре немолодой женщины, все сосредоточено на внутренних переживаниях. Героиня пьесы словно держит отчет – то ли перед этим воображаемым человеком, находящимся по ту сторону трубки; то ли перед самой собой.. В действительности ею движет Чувство Одиночество, именно это чувство подвергает ее тяжкому унынию или внезапному, почти “лихорадочному” пробуждению, она уже долгое время не следит за собой и даже “не смотрится в зеркало”;она мечется, пытаясь вырваться из этого круга, который она сама создала вокруг себя. Или этот круг одиночества возник из сложившихся жизненных обстоятельств и ситуаций – гипотез на этот счет может быть несколько.
Стоит особо отметить режиссерскую работу, где вниманию зрителей представлены определенные находки, оригинальные решения, проводящие нити особого ощущения к самой постановке, приближающие нас к пониманию сюжету. Безусловно, спектакль построен на эмоциях и переживаниях одного героя, одной актрисы, как и требуется при постановках моноспектаклей. Учтены все каноны классического жанра в режиссуре, по принципу “единства времени, места и действия”. Спектакль выполнен в строгом жанре классицизма.
Нельзя не коснуться и некоторых деталей в художественном оформлении спектакля – немного остановимся на них. Вещи, находящиеся в интерьере комнаты, где происходит действие, несет каждая свой смысл. Включающаяся и синхронно выключающаяся лампа на полу, у столика – символ появляющегося и вновь исчезающего интереса к жизни; колебания, происходящие в душе героини.. Портрет молодого человека,установленный в углу комнаты, на кресле – потаенное желание женщины воскресить свою бывшую любовь, оживить его не только в мыслях, но и наяву.. Поэтому-то,в течении всей постановки, она так живо представляет телефонный разговор с ним, до мельчайших подробностей, проворачивая разговор в голове. Желание видеть свою любовь живой и желание неразрывности связи – вот что встает перед нами.. Черные перчатки, которые героиня прижимает к лицу, не готовая отдать их по просьбе любимого – это тоже самое чувство не потерять связь, не прервать ее. Стопка перевязанных писем – знак былой надежды на воссоединение с потерянным когда-то чувством, ныне перевязанным шнурком обреченности и внутренней пустоты.
Остановимся на фразе героини, ближе к эпилогу спектакля и задумаемся: “У меня не было других дел, мой дорогой, кроме тебя! Да, я была занята, но занята только тобой!..”, и это фраза говорит о многом, на мой взгляд. Она вся была поглощена, втянута в это “давнее, болезненное чувство”, в эту неизлечимую привязанность прошлых лет и растворялась в этом. Она отдавала всю себя этой любви, а как известно, “кто много отдает – впоследствии может остаться ни с чем”.
Удачно подобрано и музыкальное оформлениепостановки – использована мелодия доминиканского композитора Мишеля Камилло, уносящее зрителей через пространственно-временной барьер в среду французской благоуханной жизни. Вот только даже в “благоуханной далекой Франции”, Родине высокой моды, романтики и дорогих духов могут встречаться порой и очень печальные истории.. Одна из них проходит перед нашими глазами..
В эпилоге, хотелось бы пожелать долгой сценической жизни“Человеческому голосу” Любавы Гриневой, который, надеюсь, способен разбудить “человеческие”голоса и в нас, зрителях.. Так как, миссия каждого отдельного произведения искусства, а театра, тем более – повести за собой, поставить перед людьми более высокие планки внутреннего развития и совершенствования, сделать нас чище, благороднее, лучше..