30.11.2020, 20:29 - Baxış sayı: 657

ФИЛОСОФИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР И «НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»


Ильхам Мамедзаде
Доктор философских наук, директор Института философии и социологии НАНА

Инициатива Китая по «Новому Шелковому Пути» вызвала большой интерес в Азербайджане. Этот интерес был вызван не только экономическим и политическим факторами, но и в контексте взаимодействия культур, того, что у нас называется мультикультурализмом. Речь идет о том, что экономическое взаимодействие предполагает учет, с одной стороны, культурной специфики взаимодействующих стран, с другой стороны, понимание того, что прочные связи опираются на складывающуюся новую культурную реальность, взаимодействующих экономик. Тем более, что шелковый путь объединяет множество стран.
Исходя из этого, мы создали у нас в Институте философии НАНА виртуальную лабораторию, посвященную проекту «Один пояс, один путь», пригласив для участия в ней философов Азербайджана, Казахстана, Италии и Китая. Теперь вот будет издана книга – альманах. Идея данного издания заключена в том, что, во-первых, идея взаимодействия культур требует своей философии и эпистемологии. Истории стран на Шелковом пути могут разъединять ее участников, а потому есть нужда в новых подходах, методологиях и идеологии. Во-вторых, упор на истории Шелкового пути, чем нередко грешат обществоведы многих стран, ведет к конкуренции, преувеличению «своего участия» в проекте, значимости отдельной страны.
Имеет смысл разрабатывать эти вопросы при совместном участии ученых стран, расположенном на «пути». В третьих, следует также сделать упор на разработке перспектив данного проекта, перспектив взаимодействия культур. Осмыслении того, почему исчерпал себя международный порядок, основанный на гегемонии одной страны и что следует противопоставить ему, какие ценности. Эти моменты оказались в основе проекта Института философии НАНА. В частности, взаимодействие культур, культура в целом не является только нашим представлением о прошлом нашего социума, государства и общества.
Культура – это и наше будущее, ценности нашего сосуществования в будущем. Культура – это переход от одного типа взаимоотношений к другому типу, к цивильным взаимоотношениям, уважению и более полному знанию о других культурах. Как построить, как цивилизовать отношения стран? Рецепт один – узнавать культуру других, просвещать общность, соответствующим образом организовать образование. Надо признать, что мы все мало знаем о других культурах. Контактируя с несколькими Университетами Италии, проводя совместные конференции мы обратили внимание на научные связи между итальянской культурой и азербайджанской, они сложились в прошлом, в глубоком прошлом, продолжались и продолжаются теперь. Это верно и по отношению к древней культуре Китая. Есть школы Конфуция, но упор, видимо, следует делать на связях культур, а не качестве конкретной культуры.
Культура, конечно, связана с историей, но и с социологией, этикой, и даже информацией, но нередко в различных обществах приоритет получает одно из направлений, хотя она должна исследоваться и преподаваться с помощью междисциплинарных исследований. Здесь получает приоритет и то, что мы называем использованием эпистемологии и методологии исследований культуры, чему мы посвятили ряд своих книг и статей. Междисциплинарный подход обуславливает потребность в понимании приоритетов в подходе к культуре. Имеет значение и вычленение того, что мы называем культурно-исторический фон, или контекст. В чем, кстати, культурно-исторический фон проекта «Один пояс, один путь», как относятся к друг другународы, проживающие на нем, как они относятся к индивиду и т.д. (Ильхам Мамедзаде Философия о современности, истории и культуре Баку, “Elm ve Tehsil” 2020).
И, наконец, американский порядок исчерпал себя или находится на пути к этому. Почему он исчерпал себя, только ли из-за того, что доминировал над другими культурами, экономиками и т.д. Наверное, и потому, что навязывал, кроме всего прочего, еще и свою культуру, будучи безразличным к культурам других народов. «Мягкая сила» в политике может выступать, как «культурно-идеологическая гегемония» (А.Грамши), но, если она сводится только к гегемонии, она перестает быть цивильной, исчерпывает свой потенциал развития, так как перестает влиять на образы, модели поведения, стили жизни других культур.