27.02.2023, 08:20 - Baxış sayı: 362

ЛИРИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ В ЛИТЕРАТУРЕ И НА СЦЕНЕ: СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭСТЕТИКИ.


Ясмина Меликова
Диссертант, научный работник отдела “Эстетика”, Институт Философии и социологии, НАНА.


Штрих сентиментального настроя в литературе и других видах искусства, воспроизводящий субъективное личное лирическое чувство, отношение к чему-либо или настроение автора в лирических тонах представляет собой род литературы, именуемой лирической. Происходит слово лирика от греческого “исполняемый под звуки лиры, чувствительный, чувственный”.
Что мы можем рассказать о лирическом персонаже? Это субъект высказывания в произведении, где художественный образ является самим персонажем, источником-прототипом автора произведения. Лирический герой -это сложно организованная маска биографии автора, под которой тот выступает в поэтическом тексте или их совокупности, обладающая как чертами реального автора, так и сконструированными характеристиками. Некоторые исследователи разграничивают лирического героя и лирическое «я» поэта. Разграничение лирического героя и других форм авторской субъективности (например, прямого авторского высказывания) зависит как от литературной формы, так и от фонда знаний читателя и представляет собой сложную теоретическую проблему.
Понятие о лирическом герое впервые появляется в статье Юрия Тынянова «Блок» (1921) и получает развитие у таких исследователей, как Лидия Гинзбург, Григорий Гуковский, Дмитрий Максимов. Как отмечает в связи с лирическим героем Лермонтова Ирина Роднянская, лирический герой -это своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций – здесь подразумевается и цикл стихов, и лирическая поэма, в целом, вся совокупность лирики – в качестве лица, наделённого жизненной определённостью личной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости (облик, «повадка», «осанка»). Понимаемый таким образом лирический герой явился открытием великих романтических исследований в поэзии последующих десятилетий и иных направлений. Представители лирической поэзии, такие знаменитости в своей области, как Дж. Байрон, Г. Гейне, М. Ю. Лермонтов, - являются открытием европейского романтизма и таким образом герои вышеуказанных литературных исполинов находятся в предельном совпадении с личностью самого автора-поэта (это называется “концептуальная правда авторского образа”) и в то же время - в ощутимом несовпадении с нею (поскольку из бытия героя исключается все постороннее его «судьбе»).
Другими словами, этот лирический образ сознательно строится не в соответствии с полным объёмом авторского сознания, а в соответствии с предзаданной «участью». Лирический герой, как правило, создается аудиторией, особым складом читательского восприятия, тоже возникшим в рамках романтического движения. Для читательского сознания лирический герой- это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру.
Лирический герой-согласно суждениям крупного историка-литератора, научного деятеля Лидии Гинзбург, «не только субъект, но и объект произведения», то есть и изображаемое и изображающее совпадают, лирическое стихотворение замыкается на самом себе. В таком случае естественным образом происходит сосредоточенность лирического персонажа, прежде всего на своих чувствах, переживаниях, что и является, сутью самой категории лирического героя. Заметим, что в соответствии со сложившейся в литературоведении традицией можно говорить о лирическом герое лишь тогда, когда рассматривается весь корпус произведений конкретного автора в соотнесении с его авторской ипостасью. По определению Бориса Кормана, «лирический герой-один из субъектов сознания, он является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения. Лирический герой -это и носитель сознания, и предмет изображения». Термин «лирический герой», впервые использованный Ю. Н. Тыняновым по отношению к творчеству А. А. Блока, может быть применен не к каждому поэту и стихотворению: лирическое «я» бывает лишено индивидуальной определённости или вовсе отсутствует (как, например, в большинстве стихотворений А. А. Фета). Вместо него на первый план стихотворения выступают обобщенное лирическое «мы» («К Чаадаеву», «Телега жизни» А. С. Пушкина), наблюдатель в пейзаже или герой «ролевой лирики», противопоставленный автору своим мировоззрением и/или речевой манерой («Черная шаль», «Подражания Корану», «Паж, или Пятнадцатый год», «Я здесь, Инезилья…» А. С. Пушкина; «Бородино» М. Ю. Лермонтова; «Нравственный человек», «Филантроп» Н. А. Некрасова и т. д.).
Следует в этой части наших размышлений о лирическом персонаже отметить, что лирический герой – это далеко не всегда человеческий образ. Для символистов это все чаще зооморфный образ (образ лошади, коня, вольной птицы в поэзии С. А. Есенина), орнитологические образы в лирике М. И. Цветаевой. Носителем авторского сознания все чаще является не человек, а часть природы. Если мы заглянем в “Большой психологический словарь” П. Гуревича, то увидим, что зооморфизм – это наделение какими-то чертами животных образов реальных или воображаемых объектов. Зооморфными чертами наделялись в старину образы духов, а затем богов. Например, в Древнем Египте бог Света и Солнца изображался в виде сокола, а древнегреческая мифическая Химера представляла собой существо с тремя головами; богиня Сохмет-с головой львицы и т.д. Много разных примеров зооморфных образов из мифологии
Зооморфизм обычно тесно связан с пережитками тотемизма. Если изучить данную тематику глубже, то зооморфизм в сфере религии означает одновременно зоолатрию. В истории религии зооморфизм предшествует, как правило, антропоморфизму. Вот здесь, на данном этапе наших размышлений о характеристике лирического образа возникает такой вопрос: присутствует ли философия в зооморфных образах писателей и поэтов – и, если присутствует, то какая? Думается, философская мысль, философское начало присутствуют во всех жизненных явлениях, и несомненно, в желании человека донести свои творческие идеи посредством неких зооморфных, мифических персонажей в литературных, музыкальных, сценических произведениях – явное доказательство тому. Здесь осуществляется явный переход от реалистического мира к метафизическому пониманию вещей и явлений. Ведь желание преподнести какие-то человеческие качества, черты в образах зверей и птиц – вечное, непреодолимое желание представителя рода человеческого быть в неразрывной связи с Природой, с источником Жизни. И в этом желании также своя философия – взаимосвязь с Природой позволяет чувствовать себя по-настоящему счастливым и свободным, в соединении с природой сильно развивается способность творчески мыслить – и это также одна из загадок природы. Здесь можно немного поговорить о Философии Природы и Вечного Бытия, но это несколько иная тема. А вот проявления флоры и фауны в произведениях искусства – это как раз тот ракурс размышлений, тот ход мыслей, которые мы ищем в данной статье.
Пройдясь взором по литературному восприятию лирического героя, остановимся и на сценическом воплощении лирической мысли. Лирические образы очень характерны для романтической, несколько воздушной, сентиментальной темы в театре; драматург, а впоследствии и режиссер, работающий над постановкой спектаклей, создает их, опираясь на мотивы, близкие к лирической сюжетной линии. И поскольку история любой страны не испытывает недостатка в своих героях, основной пласт национальной театральной культуры посвящен именно им. Если касаться именно раскрытию темы лирического героя на сцене, то мы можем вспомнить такие всем известные образы классики, как Печорин (Герой нашего времени), Онегин, Базаров, Болконский и т.д. Они без сомнения, «герои своего времени». Они же подчас и «лишние люди» и герои-идеологи, потому что становятся рупорами или выразителями идей своего времени. Наташа Ростова Толстого, Ольга Ильинская так или иначе продолжают и развивают идеальный женский образ, берущий свое начало от созданного А.С. Пушкиным романтическо-лирического образа Татьяны Лариной. Если мы рассмотрим примеры азербайджанских лирических образов, то здесь можем отметить таких героев, как всем известные Лейли и Меджнун, Асли и Керем; также лирическими примерами могут служить также стихи дворцовой литературы средних веков (Divan Ədəbiyyatının şeir toplusu).
Если мы коснемся вопроса о зарождении лирического театра в Азербайджане, то такой театр на профессиональной сцене начинается с пьес М.Ф. Ахундова. Спектакли по его произведениям, такие как “Визирь Ленкоранского ханства”, “Мусье Жордан”, “Гаджи Кара” и другие многократно ставились и с успехом шли во многих местных театрах. Драматургическое наследие М.Ф.Ахундова состоит из шести комедий, и все они были поставлены на сцене самых разных азербайджанских театров. Но самой выдающейся, популярной комедией, не только выдержавшей очень много представлений, но и надолго сохранившейся в репертуаре, была его замечательная комедия “Гаджи Кара”. Как “Гаджи Кара”, так и другие выдающиеся комедии М.Ф.Ахундова представляют собой большой художественный и историко-познавательный интерес. Вместе с тем, они могут служить не только материалом для изучения творчества писателя, не только свидетельством эволюции его мировоззрения, но также дают основание для суждения о развитии сценического искусства в Азербайджане. Невозможно не отметить особенно популярных среди народных масс лирических персонажей, сыгранных на азербайджанской сцене, героев известных народных эпосов и дастанов, чьи имена также оказались в плеяде образов, созданных в театрально-лирическом жанре. Среди таких героев мы можем назвать лирические образы Ашыг Гариба и Магуль-Мегери в опере Зульфугара Гаджибекова “Ашыг Гариб”, Сервера и Гюльназ из неизменной комедии Уз. Гаджибекова “Не та, так эта”, Юсуфа и Зулейхи из произведения “Юсуф и Зулейха” (этот спектакль в Азербайджане не ставился, есть сведения о постановке Театром драмы и комедии им. Карима Тинчурина) и тд.
«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщённое выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ- это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нём присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и, что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно всё равно сохраняет своё художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».
В отличие от эпоса и драмы, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Как заметил А. Потебня, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время, лирическое произведение пишется в настоящем времени. Если по поводу эпических и драматических произведений мы вправе спросить «чем оно кончилось» или сжато изложить его событийную основу, то в отношении лирических произведений этот вопрос лишён смысла.
Лирическое стихотворение в наиболее сосредоточенной его форме — это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт и которое целостно. В отличие от эпоса и драмы, лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности, основным средством в лирическом произведении является слово, отвечающее своей организацией тому переживанию, которое находит в нём своё выражение. В лирическом произведении слово отличается своей уплотнённостью, значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического элемента, оттенком ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок. К лирическим жанрам можно отнести романс, послание, элегию, эпиграмму, идиллию. Истоки лирики лежат в умении певца или чтеца передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.
Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики — Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемую царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; содержание её вызвало много разнообразных толкований. Художественное слово в театре главенствовало изначально, являлось основным средством выразительности, единственным источником смысла и способствовало возникновению эмоциональной связи актера и зрителя Поэтический театр и является, по сути, лирическим театром. В таком театральном жанре основными являются: “Чувства, строчки, эмоции, душа..” (К. Бальмонт).
В эпилоге заметим, что исследование самых разных жанров в сфере искусства и эстетики, в данном случае на конкретных примерах театра и литературы, а именно – ознакомление, разбор, осмысление лирики, сентиментализма, комического, трагического или романтического жанров, безусловно, являются важной, неотъемлемой частью в формировании зрелой личности в плане понимания, принятия, а также использования в практических целях жанровых особенностей и жанровых различий. Специфика искусства в его эмоционально-образной природе - это область чувств и настроений человека в форме их непосредственного переживания. Следовательно, носителями эмоций в искусстве выступают образы и символы, организованные с помощью материала в определенных формах. Такой подход к искусству находит свое отражение и в эстетическом понимании смысла Искусства.
Эмоции искусства всегда разумны, это и мысли, и чувства. Через чувства, переживания искусство влияет на весь духовный мир личности, нравственно одухотворяет и развивает Гуманную Личность. Эмоции искусства всегда общезначимы, наполнены общечеловеческим смыслом, но вместе с тем они конкретно-историчны и сугубо индивидуальны. Воспитательная функция чаще всего доминирует в искусстве, но важно конкретизировать, что искусство не просто воспитывает, а способно формировать облик Человека в целом, т.е. гуманизировать его (гуманизирующая функция). Миссия искусства, его социальная роль - очеловечивать, воздействовать на человека всесторонне во всей полноте его духовной природы, развивать целостную личность.
Основные функции искусства эстетическая, познавательная, воспитательная и главная гуманизирующая, могут быть правильно истолкованы только на единой основе, исходя из эмоционально-образной специфики искусства.

Литература:

1. П.С. Гуревич, “Большой психологический словарь”, Изд: Просвещение, 2007 г.
2. Большая российская энциклопедия – М., 2008. — с. 561-562.
3. Дремов А.К. “Художественный образ”, стр. 78-79, М., 1961.
4. Громов Е.С. “Природа художественного творчества” – М., 1986.
5. Жан-Клод Йон, “Рождение Исторического театра”, стр. 16–23. 2008.
6. К. Станиславский, “Работа актера над собой в творческом процессе”, M., 2008.
7. К. Станиславский, “Моя жизнь в искусстве”, стр. 12-15, АСТ, 2021.
8. Кабалевский Д.Б. “Прекрасное пробуждает доброе”. – М., 1973.
9. Кривцун О. А. “Искусство в системе общественных отношений”. – М., 1982.